Заметки Р.И. Кныша, посвящённые проблемам тренерского труда. Ренальд Иванович Кныш, заслуженный тренер СССР, воспитавший олимпийских чемпионок по спортивной гимнастике Елену Волчецкую и Ольгу Корбут, чемпионку СССР Тамару Алексееву. "После нас хоть потоп!" У нашего спорта славная, но неоднозначная история. Проведя в нём много лет, я понял его сильные и слабые стороны. О силе свидетельствуют медали спортсменов, о которых взахлёб сообщают СМИ. О причинах слабости говорить не принято. Но, чтобы поднять наш спорт на неизмеримо более высокий уровень (а это возможно с уменьшением затрат!), нужно открыть его чёрные секретные карты, которыми я много раз был бит. Вся система спорта перевёрнута с ног на голову и направлена на подготовку середнячков. А если кто-то и прорывается наверх, то не благодаря системе, а вопреки ей. Почему же тренеры не кричат об этом? Потому что заинтересованы в своём превосходстве над остальными. Я пробовал оформить свои предложения в Минспорта от имени группы заслуженных тренеров, но никто из них не подписался под моими листами, сказав, что не намерены плодить себе конкурентов и ссориться с руководством. Тренер знаменитой гимнастки 70-х Людмилы Турищевой Владислав Растороцкий, меняя место жительства, разогнал своих коллег и отдал все залы другим видам спорта, оставив себе лишь один захудалый. А подвыпив, похвалялся мне: "Теперь за 50 лет не восстановят! Будут говорить: был Растороцкий - была гимнастика, нет Растороцкого - нет гимнастики". Он оголил десятки спортшкол России, взяв из них лучших учениц. На мой вопрос, зачем он это сделал, ведь больше одной гимнастки тренер схватить не может, Растороцкий ответил: - А сколько своих конкурентов я уничтожил?! Половина из них после этого плюнет мечтать и станет халтурить. Главные противники появления новых спортивных звёзд - действующие и бывшие знаменитости и их тренеры, желающие оставаться в истории спорта в гордом одиночестве. Это почти естественное человеческое стремление почему-то не учитывается нигде и никем. В 60-х я с удивлением наблюдал, как сдерживали всех гимнасток, кроме Ларисы Латыниной. Перед Олимпиадой - 60 в Риме мою ученицу Елену Волчецкую вызвали на предолимпийские сборы вместе со мной, но главный тренер сборной БССР Роман Ваткин спрятал вызов, так как в олимпийской команде был его ученик. Когда он узнал, что я создаю школу, из которой должна выйти вся сборная СССР, и успешно учу молодых тренеров, то приказал перевести их на ставку и набрать по 40 новичков. Из-за этого я ушёл из спорта. Чемпионы отлично знают, что их "сделал" тренер. Поэтому, унижая или уничтожая тренера, они бьют в самое сердце спорта! Ольга Корбут во время мирового турне нахально заявляла репортёрам, что, когда она начинает фантазировать и выдавать новые элементы, тренер от страха убегает из зала! Когда я пытался объяснить, что всё новое давно придумано и опробовано мною на других ученицах, на меня глядели, как на самозванца. О горшках и перехватчиках. Перечислю важнейшие из барьеров, каждый из которых способен уничтожить труд тренера: 1. Вопиющая тренерская безграмотность. В творчестве тренера уйма секретов, но эти методы, как правило, игнорируются, не собраны, не описаны, не изданы. Поэтому каждый наставник "изобретает свой велосипед", но ездить на нём удаётся очень немногим. Тот же Ваткин, разгоняя мою школу, выговаривал мне: "Тренеров учить надо. С ними нужно поступать, как со щенками: бросил в воду - кто выплыл, тот и тренер! Их злить надо! Разозлятся и выдадут чудо". 2. Глубокое заблуждение, что бывшие чемпионы - талантливейшие тренеры. Т.е. если пробегал стометровку за 10 секунд, то и всех научит так бегать. Уверенные в своих талантах, они часто не находят нужным глубоко вникать в педагогику, в структуру каждого движения. Намного продуктивнее те, кто не верит в свои ощущения, работает над собой, прислушивается и присматривается к своим коллегам. Яркие примеры: создатель румынской и американских гимнастических школ Бэла Кароли - бывший баскетболист, наставник Нелли Ким Владимир Байдин - бывший штангист. Почти на 100 процентов в основе тренерского успеха лежит педагогика и психология! 3. Ложь, что из массового спорта выходит олимпийский. Смешивать олимпийский спорт с оздоровительным - то же, что смешивать производство горшков с шедеврами скульптуры на том лишь основании, что и то и другое делается из глины. Тренеров обязывают набирать десятки малышей. А ведь ученик с нужными формами тела для каждого вида спорта виден почти сразу. Но талант гибнет в этом "колхозе". Из-за недостатка времени ему закладывают неправильный (неисправимый) фундамент движений и прививают лень и разболтанность. У нас почти все опытные тренеры годами работают с такими испорченными учениками. А у первых тренеров появляется отвращение к работе из-за её бессмысленности, ибо каждые 2-3 года всю эту детсадовскую массу детей приходится менять. Платят-то не за качество работы, а за количество голов! Для большого спорта нужны единицы здоровых учеников, с которыми с первых минут надо работать правильно. 4. Агитация тренеров искать таланты. Искать конечно нужно, но талант - неимоверная редкость. А чтобы он был заключён в верные параметры - вообще не вероятно. У меня и моих знакомых коллег каких-то особенных учеников не было. Их делают таковыми СМИ после того, как тренеры, годами отказываясь от многих жизненных благ, выводят своих подопечных в мировую элиту. Выдающиеся спортсмены - это плоды тренерской работы, а не грибы, которые нужно искать. 5. Пропаганда вреднейшего метода тренировочной работы: "делай больше - всё само получится". Чем больше ученик повторяет движение, тем больше заучивает ошибку, которую потом никакими силами не исправить! Спортсмен, пару лет позанимавшийся у безграмотного или перегруженного тренера, обречён остаться посредственностью. Бегун, привыкший не под нужным углом ставить ногу, не до конца и не в центр тяжести выпрямлять её, на каждом шагу теряет тысячные доли секунды! Игрок, научившийся элементарным (а значит, медленным!) приёмам, никогда не станет большим мастером, т.к. в критических ситуациях у него проявится первоначальный навык. Специальные упражнения, которые я давал для исправления брака первого года обучения, никогда не исправляли заученной ошибки. Успех обеспечивает только соблюдение экономных законов физики. 6. Право старшего тренера сборной отнимать ученика у его наставника или командовать им - самое подлое в спорте. Это то же, что запустить волка в овечье стадо. У каждого специалиста свои понятия структуры движений, и смешивать их нельзя. Это только нарушает старый навык, и результат ухудшается. Забрать у тренера полуготового воспитанника и передать его другому - то же, что отнять у художника недорисованную картину и дать её заканчивать другому автору. Есть целая категория тренеров-перехватчиков, которые норовят украсть спортсмена у вдумчивого наставника! Есть так называемые тренеры-браконьеры, которые, взяв на время чужого ученика и разрешив ему тренироваться, как "удобно", на краткий срок резко повышают его результат и тем подкупают его, но навсегда лишают возможности дальнейшего роста. А в оценочных видах - подкупают судей. Это вши на теле спорта, которые сосут кровь спортсменов и тренеров, ломая их судьбы. Но к таким перехватчикам очень не равнодушно руководство спортивных федераций, так как это позволяет давить целеустремлённых, а значит, непослушных специалистов. 7. Круглогодичные сборы. От них давно отказались в бывшем СССР, так как тренеру для раскрытия творческого потенциала требуется уединение в привычной обстановке, без подсматривания критиков и завистников. Если же ученика забирали, то результаты были совсем плачевными. Однако руководству федераций и Минспорта сборы выгодны, так как они в несколько раз увеличивают их доходы, а поездки с чужими учениками за границу ещё более обогащают чиновников. Награды за олимпийские победы призрачны, а такие поступления в карман весьма ощутимы и стабильны. Более чем 10-дневные сборы три раза в году с отрывом от дома вредны: спортсмен всегда лучше тренируется дома, если есть подходящее оборудование и условия. 8. Плохие условия тренировок на местах. Федерациям они выгодны, т.к., ссылаясь на них, можно забирать спортсменов на сборы, где эти условия созданы, а значит, тратить громадные средства на суточные, оплату гостиниц и ненужные поездки вместо того, чтобы купить оборудование для ДЮСШ. 9. Частые соревнования. Спортсмен не успевает "вылечиться" от одних и что-то выучить, как его обязывают выступать на других со старыми ошибками, усугубляя их. 10. Унижение тренеров. Если тренер многообещающий, его оскорбляют проверками, глупыми указаниями, уменьшением зарплаты, отнятием либо непомерным возвеличиванием учеников, забыванием о наградных, сплетнями, коллективными заговорами, отлучением от сборов, загранпоездок, указаниями ученику через голову учителя… Я всё это не раз ощутил на себе. Бывало, за год мою школу проверяли 8 раз. Мои ученицы с трёх Олимпиад привезли 5 золотых медалей и каждый раз получали ордена. Я не получил не одного. 11. Отбор команды. Если спортсмен представляет угрозу для ученика старшего тренера, то в команду он не попадёт. Такой фокус проделывали с моими ученицами Еленой Волчецкой и Тамарой Алексеевой, с другими сильными гимнастками. Потом признавали: да, мы ошиблись… 12. Отстранение тренера от ученика на ответственных соревнованиях. Так поступили со мной и воронежцем Юрием Штукманом, выгнав нас из зала в Токио, куда мы прибыли туристами за две недели до Олимпиады-64. Корбут не стала в Мюнхене-72 абсолютной чемпионкой только потому, что я не жил в Олимпийской деревне. Ей продуло спину, но никому до этого не было дела. Для спортсмена тренер - это нянька, учитель, врач, массажист, психолог, вдохновитель и талисман. Если бы в Сиднее все наши спортсмены были со своими тренерами, то медалей было бы в два раза больше. Я умнее тебя настолько… Главной причиной наших редких побед на Олимпийских играх является незаинтересованность тренеров и спортсменов в сильном спорте. Бывшие знаменитости, взявшие бразды правления в свои руки, часто проявляют не компетентность и спесивость. Так, многократный чемпион мира и Европы по тяжёлой атлетике Давид Ригерт, став тренером сборной СССР, решил использовать стимуляторы, применяемые болгарскими штангистами для накачивания мышц. У наших спортсменов начали рваться суставные сумки. Один из опытных тренеров попытался объяснить Ригерту, что сначала нужно укрепить суставные сумки, и только потом накачивать мышцы. В ответ тот произнёс: "Я был чемпионом и рекордсменом мира, а ты - рекордсменом своей области. Поэтому, подходя ко мне, ты должен понимать, что я умнее тебя настолько, насколько мир больше твоей области". Вскоре практически вся сборная вышла из строя. Сколько я бывал на сборах, никто никогда с тренерами не советовался. Такую систему нужно полностью менять, а не штопать. Начинать нужно с замены рвачей, хитрецов и равнодушных на порядочных и активных специалистов. За знания платить! Вторая проблема, решением которой у нас никто не занимается - обучение тренеров. Безграмотного тренера хоть золотом осыпь, но он золота не даст, а будет только портить отличный материал. Пока высоких результатов добиваются лишь самооткрыватели тренерских методов. Их очень мало, и они, естественно, не хотят делиться своими открытиями. Но если их знаниями вооружить сотни молодых тренеров, у нас появятся десятки олимпийских чемпионов. Как же передать знания мэтров молодым? Есть только один путь - выкупить их, щедро заплатив опытным наставникам. Это всё равно будет во много раз дешевле, чем содержать армию ремесленников, работающих на "авось", или приглашать заграничных спецов. Опытных наставников нужно заинтересовать, убедить и помочь написать методические пособия и книги о своей работе. Издавать же опусы бывших чемпионов, в которых они, как правило, восхваляют себя, замалчивая тренеров или изображая их своими прихвостнями, вредно. Минспорта мог бы объявить конкурсы на лучшие пособия по общей методике и по видам спорта, установить соблазнительные премиальные. Было бы полезно в спортивных газетах отвести полосы для тренерской учёбы, а ещё лучше - издавать хотя бы ежемесячно "Тренерскую газету". Век живи - век учись! Очень редко проводятся у нас тренерские семинары и конференции, на которые следует приглашать опытных наставников, в том числе пенсионеров. К сожалению, сейчас большинство тренеров уверены в достаточности своих знаний. Как-то выдающийся штангист и учёный Аркадий Воробьёв вместе коллегами совершил прорыв в технике и методике обучения и хотел поделиться результатами на соревнованиях в Каунасе. На его лекцию почти никто не пришёл. "Что мы, мальчишки, чтобы нас учить?!" - возмущались "спецы". Я сам почти два года безрезультатно учил бывалых тренеров, испорченных своими убогими успехами и общей тенденцией. А ведь сколько бы ни было знаний у тренера, их всегда мало! Поэтому необходимы курсы повышения тренерского мастерства по примеру систем образования и здравоохранения. Тренеры должны проходить переквалификацию, от итогов которой зависела бы их зарплата. Нужно установить контакт спортивных вузов и ДЮСШ, чтобы студенты могли на практике обучаться тренерской работе с первого года занятий. В самих ДЮСШ нужны опытные тренеры-консультанты с правом на значительные наградные при успехах учеников. Нужна поисково-аналитическая научная группа по изучению иностранных источников. Японцы не стесняются заимствовать изобретения из разных стран мира. Благодаря быстрому их отбору и внедрению они шагнули далеко вперёд в развитии техники. Такой прорыв возможен и в области спорта. < При федерациях надо создать мозговые центры из толковых, опытных специалистов, которые бы руководили тренерской учёбой и подготовкой национальных сборных. Доверять всю сборную одному тренеру - глупость или хитрость! Отделение зёрен от плевел. Ключевой вопрос: где взять деньги на тренерский всеобуч? Они появятся, как только оздоровительный спорт будет отделён от олимпийского. Массовый спорт обязан быть самоокупаемым! Родители с радостью отдадут 5-7 долларов, лишь бы их чада не болтались по подъездам в сомнительных компаниях. Тренеры невысокого уровня уйдут в массовый спорт, высвобождая громадные средства. В олимпийском же будут работать единицы целеустремлённых. Федерации должны заключить с ними 4-8 летние контракты на подготовку олимпийских, мировых и континентальных чемпионов, обеспечить наставников достаточной зарплатой и разрешить им вести лишь 2-3-х спортсменов. Работа тренеров должна контролироваться и направляться мозговым центром федераций посредством видеокассет. Контракт может быть расторгнут по причинам, которые заранее должны быть чётко оговорены в документе. Поскольку в одиночку подготовить выдающегося спортсмена очень сложно, тренеру нужен помощник с такими же понятиями. У меня таким помощником была жена. Помощник - это тренер с такой же группой учеников, но желательно на олимпийский цикл моложе, работающий по программе ведущего тренера. Материальные вопросы следует продумать таким образом, чтобы все были заинтересованы в конечном результате. Перспективных ребят следует искать по всей стране и обучать их в УОР - училищах олимпийского резерва, которые сейчас работают почти в холостую, так как заполнены испорченными спортсменами. В ДЮСШ обязательно должны быть тренеры-селекционеры. Что развивать. В Беларуси, на мой взгляд, выгоднее развивать высокотехничные виды спорта, в которых успех определяют не столько сила и выносливость, сколько тренерская грамотность. Следует больше средств отдать индивидуальным видам спорта - борьбе, гимнастике, лёгкой и тяжёлой атлетике, фехтованию и т.д., так как именно в них Беларусь может прогреметь. В игровых видах нам ничего не светит - они в основном огорчают белорусский народ. Тренер - творец спорта. Чтобы резко поднять наш спорт, нужно тренера поставить выше спортсмена. Когда одним из руководителей белорусского спорта был Герман Матвеевич Бокун, сам выдающийся наставник фехтовальщиков, он сразу высоко поднял авторитет тренеров. Результатом стал поток олимпийских медалей белорусских спортсменов. Чтобы тренеры стремились давать высокие результаты, их надо серьёзно заинтересовать и материально, и морально. Я, с громадным трудом создав Корбут, потом чувствовал себя пришибленным и обманутым. О таких же ощущениях говорили мне Юрий Штукман, Владислав Растороцкий, Викентий Дмитриев, а Любовь Мироманова, не выдержав несправедливости, повесилась. Покойный Штукман как-то изрёк: "Намерен создать знаменитость - приготовься к плевкам в душу!" Воспитывая больших чемпионов, тренеры выпускают джина из бутылки. И хорошо ещё, если джин окажется добрым и воздаст должное своему тренеру. Но правильнее и справедливее это было бы сделать на государственном уровне. Именно тренер - главная фигура спорта, а выдающиеся спортсмены - лишь продукты тренерских энергии и интеллекта. Литература: 1. "Белорусская деловая газета. Декабрь 2001г."
|