БРЕВНО1950-еКомбинации гимнасток 50-х годов в основном состоят из простых подскоков, танцевальных движений, переворотов боком, перекатов через спину и т.д., как правило заканчивающихся статическим элементом. Это могли быть стойка на руках в шпагате, складка, различные вертикальные шпагаты, шпагат на бревне и т.д.
Иногда можно было увидеть и более сложные элементы. Например,
Агнеш Келети исполняет наскок в высокий угол.Соскок простой. Либо «заножка» после «колеса», либо различные варианты несложных прыжков.
1960-еВ 60-е годы в сущности, комбинации гимнасток не сильно изменились композиционно, но они изменились по динамике исполнения. Гимнастки отошли от неспешного выполнения элементов, а как раз наоборот, практикуют «активный стиль». Каскадно соединяют подряд несколько медленных переворотов вперёд и назад с кувырками. Появляются хоть и простые, но прыжки в шпагат. Добавляются гимнастические повороты на ногах, как в положении стоя, так и сидя «в пистолетике». А вот количество статических элементов уменьшается. Как правило, используется один из них – шпагат или вертикальное равновесие. Но были и исключения. К примеру,
Наталья Кучинская включает в свою программу наскок в стойку силой на руках. Ещё один спичаг она вставляет в середине композиции, а после него ещё и поворачивается в угле вне на 180 градусов. Помимо медленных переворотов назад и вперёд, она добавляет и перекидку назад из седа.Соскок усложняется. Теперь это уже сальто назад прогнувшись, реже разновидности сальто вперёд.
1970-еУже в 1971 году гимнастки в массах исполняют темповой переворот назад (фляк) с приземлением поочерёдно каждой ногой. Более того! Советская гимнастка Любовь Бурда впервые в мире исполняет на бревне первое сальто -
маховое сальто вперёд. Т.е. 1971 год стал родоначальником сальтовых элементов на бревне и открывает совершенно новый уровень сложности в акробатике. А первое сальто назад появилось в 1974 году в исполнении
Ольги Корбут.
Гимнастике начинают изучать элементы с вращением через голову полностью безопорно над снарядом.Соскоки также усложняются. Теперь это либо пируэт назад, либо маховое сальто вперёд с поворотом на 180-360 или без него.
К 1976 году гимнастки в массах осваивают маховое вперёд. И даже исполняют его с поворотом на 180, а также в связке с
фляками. Фляки уже всё чаще исполняются по два подряд. Да и соскок гимнастки делают после предварительного элемента (как правило рондата или рондата - фляка). Соскок становится значительно сложней. В большинстве случаев, это двойной пируэт назад. Некоторые гимнасты выполняют с прямого разбега пируэт вперёд.Также стоит отметить оригинальные соскоки со стрикасатом, т.е. сальто «авербах» или как оно называется в женской гимнастике «Гейнер». Гимнастки выполняют Авербах сальто назад прогнувшись с пируэтом после рондата с середины бревна. Очень интересен также Авербах сальто назад в группировке или согнувшись и с конца бревна после прямого разбега. Этот элемент будет усложнён
Нелли Ким, добавлением в него поворота на 360 градусов. Но в последствии данная структурная группа соскоков будет забыта и станет раритетом.Двойное сальто назад в группировке гимнастки начинают исполнять где то с 1977 года. Одной из первых его исполнительниц является советская спортсменка
Елена Мухина и
Мария Филатова, которая делает сальто уже в положении согнувшись!
Развиваются также и наскоки на бревно. В 1977 году
Мария Филатова показывает оригинальное маховое сальто вперёд в упор сзади, хотя отметим, что подавляющее большинство гимнасток начинали композицию со стойки на руках силой. Или в 1979 Стелла Захарова взлетает на бревно сальто вперёд в группировке.
Та же Мария Филатова исполняет в 1977 году экспериментальный вариант сальто назад прогнувшись ноги врозь после фляка. Это также выводит гимнасток на ещё один уровень развития акробатики. Любопытен также факт, что в 1976 году сальто назад выполняла практически только Ольга Корбут, а буквально через год, оно становится достоянием очень многих ведущих гимнасток мира.
К концу 70-х гимнастки в массах исполняют в комбинации 2-3 различных сальто, причём некоторые из них в связке с переворотами. Также надо отметить оригинальную комбинацию
Натальи Шапошниковой, которая помимо этого, исполняет сложнейшие силовые элементы мужской гимнастике – стойку силой ноги вместе, на одной руке, высокий угол, горизонтальный упор ноги врозь!
Соскок представляет собой либо двойной пируэт назад, либо двойное сальто назад в группировке.Ещё одно интересное направление демонстрирует
Наталья Юрченко. Она исполняет высокий фляк в упор, но не поперёк, как это делают все остальные гимнастки, а продольно. Оказывается, что возможно исполнять элементы и в этой плоскости. В будущем данные элементы будут использоваться редко, но ещё получат достойные продолжения.
1980-еНачиная с 1980-го года гимнастки начинают очень активно изучать акробатические элементы на бревне и включать их в свою комбинацию. Вообще, 80-е годы можно назвать бумом гимнастики. Сложность упражнений возрастает в разы по сравнению с предыдущим десятилетием. К примеру, в 1981-м году
Лавиния Агаче демонстрирует в своей программе все новинки того времени – сальто вперёд в группировке, фляк – сальто назад прогнувшись по одной ноги и оригинальный Авербах сальто назад в группировке. Как мы видим, теперь гимнастки не только исполняют сальто вперёд в маховом исполнении, но и делают этот элемент с наскока в группировке.Но настоящий прорыв совершают советские гимнастки в 1982 году!
Альбина Шишова демонстрирует уникальную связку фляк – пируэт назад в группировке. Это при том, что остальные гимнастки ещё делают не очень хорошее сальто назад прогнувшись, она уже исполняет высокий пируэт назад с приходом на бревно. А
Татьяна Фролова, годом позже, соскакивает с бревна уже двойным сальто назад в группировке с пируэтом!
Столь высокая планка сложности, поднятая советскими спортсменками, заставила и остальных гимнасток значительно прибавить в мастерстве. Конечно, пируэт назад или сложнейший соскок Фроловой были редкостью и в середине 80-х, но гимнастки искали самые различные направления усиления своих комбинаций. Во-первых, усложняли наскоки. Это были разнообразные варианты темповых переворотов вперёд и назад с перямого разбега или после рондата, сальто вперёд и сальто назад. Во-вторых, количественно и качественно усложнялись акробатические элементы в самой композиции. Гимнастки начинают сочетать каскадные соединения акробатики, а также одинарные сложные элементы. Например, гимнастки подряд исполняют два-три сальто назад по одной ноге. Или же перед сальто следуют два-три переворота назад. Исполняются разнообразные варианты фляков с сед ноги врозь – сгибаясь-разгибаясть, с поворотом на 360, со стрекасатом, оригинальный фляк Оксаны Омельянчик с поворотом на 270 в стойку и т.д. С места гимнастки отлично исполняют сальто назад согнувшись или, а после рондата сальто назад прогнувшись на две ноги. В-третьих, соскок как правило двойное сальто назад согнувшись или тройной пируэт назад.
Но была и отрицательная сторона развития гимнастики 80-х годов – прыжки и гимнастические повороты представлены крайне скудно. Гимнастки в основном исполняют подряд два-три простых прыжка в шпагат, а поворот ограничивается простыми 360 градусами стоя. Но стоит отметить, что для середины-конца 80-х гимнасткам свойственно включать в программу оригинальные кувырки назад в стойку и перекидки назад с поворотами и без, причём иногда в сочетании с другими элементами. В последствии, данные движения станут крайне редки, пока совсем не исчезнут из арсенала гимнасток.
1990-е1992-й год стал пиком развития сложности комбинаций на бревне в массах спортсменок. На Олимпийских играх 1992-го года более десятка гимнасток исполняли пируэт назад в группировке, как с фляка, так и с места, чуть меньше гимнасток исполняли соскок двойное сальто назад в группировке с пируэтом. В последующие годы эти элементы будут исполняться гимнастками, но в значительно меньшем количестве.Это связано с тем, что после 1992-го года правила меняются. И меняются таким образом, чтобы поощрять связки не очень сложных элементов между собой. В результате, сложные отдельные элементы становятся не такими выгодными, но зато более рискованными в исполнении.
Что ещё произошло в комбинациях гимнасток в связи с изменением правил. А произошло многое. В первую очередь то, что помимо поощрения связок трёх-четырёх элементов подряд, гимнасток обязывают исполнять сложные гимнастические прыжки. И как результат, к 1996-му году программы гимнасток зрительно сильно изменились. У всех гимнасток в комбинациях можно видеть два-три сложных прыжка, чего не было в 80-х годах. К примеру, гимнастки исполняют прыжки в шпагат и согнувшись с поворотом на 360, прыжки в шпагат со сменой ног и интереснейшие сложнейшие прыжки в кольцо со шпагатом, которые показали миру китайские спортсменки.
Наскоки гимнасток сильно не изменились – как правило, они сложны. Это чаще всего рондат – фляк или рондат – сальто, также нередки наскоки сальто вперёд. А вот соскоки упростились. Прошло четыре года, а соскок двойным сальто назад с винтом практически исчез, ему на смену пришёл более простой – двойным сальто назад в группировке.
Если говорить о новых элементах в комбинациях спортсменок, то они конечно появились. К примеру, гимнастки начинают исполнять не только сальто с поворотом назад с приходом на бревно, но и сальто вперёд. Оригинально в этом смысле сальто
Елены Продуновой. Оно представляет собой нечто среднее между полпируэтом вперёд согнувшись и прыжком вперёд с поворотом на 180 в сальто назад, китайские спортсменки исполняют полпируэта вперёд в несколько иной форме – в чистом видео по сальто вперёд.
Также надо отметить высочайший уровень исполнения китайской спортсменкой
Куи Юанян пируэта назад прямым телом. Это супер-сложный элемент крайне редок как в данный отрезок времени, так и в будущем.
К концу 90-х комбинации гимнасток окончательно переходят на систему связок двух-трёх элементов. в каждой комбинации таких связок по три-четыре. Они состоят как из переворотов и сальто, так и из прыжков. Очень часто используются фляки с поворотом на 360, как в сед так и на ноги, а также фляки с поворотом и приходом на бревно продольно. Сложные сальто практически исчезают. Максимум сложности как правило фляк – сальто назад прогнувшись на две ноги. Соскок также сильно не меняется – либо двойное сальто, либо 2-2,5 пируэта назад. Двойное сальто вперёд в группировке как 80-е, так и в 90-е – это элемент единичный.
Также хочется отметить, что в 90-е годы часто можно было встретить различные варианты сальто Гейнер, т.е. со стекасатом. Как в связках в середине программы, так и оригинальные соскоки. К примеру, Светлана Хоркина исполняет сложнейший соскок рондат – авербах тройной пируэт назад!
2000-1010-еВ период с 2000-го по 2005-й годы гимнастика продолжает развиваться по направлению поощрения связок элементов. в результате этого, сложные наскоки практически исчезают. Их заменяет обычный вскок или в лучшем случае, стойка на руках силой. В программу гимнастки включат как минимум три связки не очень сложных прыжков, переворотов и сальто. Появляется новый тип связок, при которых выполняется акробатический элемент, с приходом на одну ногу, а вторая нога на бревно не ставится – держится на вису. Затем следует маховое сальто вперёд или сальто боком. Одной из первых исполнительниц подобных связок стала выдающаяся российская спортсменка
Людмила Ежова. В данный период времени очень популярным элементом связок является колпинский фляк, который все гимнастки осваивают достаточно быстро.
А вот сложные одинарные элементы практически полностью исчезают. В основном сложность набирается связками, да прыжками в кольцо (в шпагате и ноги вместе). Редко, но можно встретить исполнение твиста в группировке. И хочется заметить, что твист был редкостью в 80-е и 90-е, т.к. гимнастки сразу же вышли на уровень пируэта. А вот с 2000-го года пируэт имеет единичные случаи исполнения, когда твисты можно встретить чаще.
Соскок также не максимально сложен – как правило, двойное сальто или тройной винт.
После смены правил 2006-го, а чуть позже 2009-го годов гимнастика на бревне начинает меняться. Комбинация становятся в несколько раз сложнее и разнообразнее! Связки элементов получают причудливые сочетания как прыжков группы Е с сальто, так и сальто между собой. К примеру, сальто назад прогнувшись на две ноги можно встретить практически у всех спортсменок, а пируэт назад в группировке и твист – тоже не редкость. Более того, иногда гимнастки решаются на такие феноменальные связки как сальто назад прогнувшись + твист в исполнении
Виктории Комовой.
Но правила не только заставили гимнасток заметно поднять свой уровень акробатики, но и исполнять в комбинации редкие и сложные повороты на ноге. К примеру, исполняются такие элементы как три поворота подряд в седе с прямой ногой, в исполнении
Лорен Митчелл.
Соскоки также усложняются. Всё больше гимнасток вспоминают старый забытый, но супер-сложный соскок двойным сальто назад с пируэтом или же исполняют не менее трудный двойной твист в группировке.Гимнастика продолжает развиваться не только в плане наращивания трудности элементов, но и в плане чистоты их исполнения.