Спортивная
гимнастика и акробатика
Пятница, 19.04.2024, 13:17
» Меню сайта
» Форма входа

» Категории раздела
О спортивной гимнастике [20]
Веселая гимнастика [7]
Наши дети и спорт [8]
О здоровье [17]
О тренерах [6]
О звёздах [22]
Журналы [12]
Правила [5]
Книги [36]
Стихи [4]
» Поиск
» Мини-чат
» Журнал Гимнастика
» Наш опрос
Способствует ли гимнастика развитию ребенка как личности?
Всего ответов: 208
» Друзья сайта

» Доска объявлений
» Праздники Украины
Праздники Украины
» Ссылки
  • Стелла Захарова
  • СДЮШОР по спортивной гимнастике г.Киева www.sdushor.kiev.ua
  • TuneGym: Music For Gymnasts
  • Спорткомплекс Авангард (г.Киев)
  • ТМ Спортин-М - спортивное оборудование для гимнастики, г. Харьков
  • Milano - Купальники и аксессуары для спортивной гимнастики
  • Спортивная гимнастика - история, чемпионаты, чемпионы
  • Официальный сайт Анастасии Сидоровой (Россия)
  • Официальный сайт Дианы Сапроновой (Россия)
  • Официальный сайт Татьяны Набиевой (Россия)
  • » Статистика
    free counters

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » О спортивной гимнастике

    Основы физической подготовки гимнастов
    Московская государственная академия физической культуры
    Доктор педагогических наук, профессор,
    мастер спорта СССР
    Ю.В. Менхин

    Физическая подготовка (ФП) - неотъемлемая составная часть процесса формирования и совершенствования спортсменов практически всех специализаций.

    В гимнастике ФП на сегодняшний день располагает достаточно четкой научно обоснованной методологией, включающей систему целенаправленных воздействий с целью обеспечения надежной подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности.

    Чтобы появилась такая система, воспринимаемая сегодня как естественная, гимнастам в ФП нужно было пройти непростой долгий путь проб и ошибок, преодолеть схоластику и противоречия субъективистского подхода в обосновании принципиальных положений этого основополагающего раздела всего тренинга. Должна была возникнуть обобщающая теория этой области тренировки. Должен был быть проанализирован и обобщен положительный и отрицательный опыт ФП гимнастов и спортсменов других специализаций, должны были выкристаллизоваться основополагающие концепции и принципы постановки и решения многих специфических задач, определиться адекватные методы и средства, учитывающие возрастные и квалификаци онные особенности гимнастов, этапные тенденции гимнастики и многое другое.

    По счастью, это произошло, и сегодня гимнастика располагает надежными возможностями физического совершенствования, владеет отчетливым приоритетом среди других спортивных специализаций.

    На чем же строится сегодня ФП в гимнастике?

    Прежде всего это - совокупность основополагающих концепций, которые составляют теоретическую базу процесса ФП. Они заключаются в следующем.

    Признано, что ФП гимнастов - не самоцель (как у физкультур ников), но при всей своей значимости она лишь обеспечивает надежную базу для технического мастерства.

    В связи с этим задачей ФП является формирование двигатель ных способностей для осуществления специфической деятельности в каждом виде многоборья в целом, в режиме различных видов тренировки и соревнований на протяжении условно выделяемых циклов, периодов и этапов многолетней спортивной карьеры.

    Поэтому первое концептуальное положение утверждает, что ориентировочной основой программы ФП является предстоящая деятельность, имеющая свой определенный состав и закономерные взаимосвя зи структурных элементов деятельности между собой и с факторами внешней среды. В целом их взаимодействие образует своеобразную систему, совершенно отличную от систем, казалось бы, ближайших "родственных специализаций". Если эту близость рассматривать по-научному, то одинаковость проявляется только в названиях каких-либо элементов (например, "прыжок", "упражнение", "статическое усилие" и т.п.). Вот почему в гимнастике свои теория и практика ФП.

    В этом отношении достаточно иллюстративен пример с понятиями "физический потенциал" и "двигательный потенциал".

    Под физическим потенциалом понимается совокупность физиометрических признаков: вес, рост, длины рычагов, пропорции тела, соотношение быстрых и медленных волокон, наличие определенных энергообразующих веществ, предрасположенность к определенному типу мышечной работы, объем легких, абсолютные показатели силы мышц, гибкости, общей выносливости и т.д.

    Двигательный потенциал следует рассматри вать как сумму специальных двигательных умений, отражающих способности реализовать физический потенциал в специфической деятельности.

    Должно быть ясно, что вообще большой физический потенциал совершенно не гарантирует высокого уровня потенциала двигательного (между тем при отборе больше полагаются почему-то как раз на физический потенциал, а не на двигательный, хотя бы на его задатки...).

    Поэтому вся ФП определяется спецификой деятельности спортсмена, к которой он готовится и которую правомерно назвать целью.

    В данном случае цель гимнастов - многоборная физическая работа на специальных аппаратах, которую необходимо выполнить в соответствии с требованиями установленных правил соревнований 1 к составу (разнохарактерные элементы, соединения, комбинации), его системно-структурному построению, качеству и надежности.

    Посредником в выполнении этих требований служит двигательный потенциал, который у гимнастов включает три вида силы: скоростную, жимовую и статическую; активную гибкость, целый набор видов быстроты (минимум 11) и комплексную выносливость (основанную на разных видах силовой, вращательной и стато-кинетической выносливости).

    Каждое из перечисленных качеств имеет морфофункциональные особенности и психолого-физи ологическую специфику реализации.

    Поэтому второе концептуальное положение утверждает, что закономерные особенности двигательных качеств являются объективной основой выбора средств и методов их ординарного и комплексного развития.

    Важнейшая отличительная особенность всех качеств двигательного потенциала гимнастов - их реализация в технике различных упражнений. Иными словами, можно было бы сказать, что техника выполнения спортивного упражнения заключается в упорядоченном проявлении двигательных качеств.

    Однако при этом взаимоотношения технических навыков и двигательных качеств имеют свои закономерности.

    В спортивном упражнении реализуется только то качество, которое соответствует его специфике: сколько ни развивай скоростную или жимовую силу - крест не сделаешь; сколько ни приседай с грузами - лучше не прыгнешь.

    Двигательные качества не реализуются спонтанно, и сам по себе высокий уровень их развития не связан с результатом спортивного упражнения - нужны обучение, формирование умений вкладывать силу там, где надо, столько, сколько надо...

    В спортивном упражнении при реализации качества требуется совершенно определенный порядок включения мышц и последовательность их работы. Поэтому сколько ни поднимай руками грузы - силовой "бланж" не сделаешь; сколько ни "кланяйся" с тяжестями - хлестообразные махи делать лучше не станешь...

    Как ни покажется странным, но стабильность технического навыка, к которой так стремятся гимнасты и без которой в общем-то нет мастерства, приводит к снижению уровня развития двигательного потенциала в целом и составляющих его качеств. Это значит, что для совершенствования уровня его развития одних повторений соревновательных упражнений недостаточно, нужно применять другие эффективные средства.

    Физическая готовность к выполнению одного элемента не гарантирует его надежного выполнения в составе длинной комбинации. Поэтому многочисленные дискретные повторения не обеспечива ют комбинационной комплексной подготовленнос ти, и, естественно, следует искать и применять другие средства, адекватные этой специфической задаче.

    Эти и другие особенности предопределяют третье концептуальное положение: главным условием обеспечения высокой результативности деятельности гимнаста является использование закономер ностей взаимосвязи двигательных качеств и навыков.

    Четвертое концептуальное положение вытекает из общеизвестного факта: спортивная деятельность гимнаста не должна осуществляться на пределе физических возможностей.

    Поэтому естественно, что запас адекватного двигательного потенциала - гарантия физической надежности двигательной деятельности и запланиро ванного результата. Но запас не беспредельный, не формируемый по принципу "чем больше - тем лучше", а лимитированный: по силовым качествам - на 20%, на 13-15% - по показателям ЧСС, отражающим специальную выносливость, по показателям гибкости - на 94-99% приближающимся к анатомически возможному пределу.

    Представленные выше основные концептуаль ные положения предопределяют обоснованность соответствующих принципов ФП гимнастов.

    Такими принципами являются:
    1. педагогические воздействия, адекватные специфике развиваемых качеств и предстоящей деятельности;
    2. ориентация на максимальный результат за счет выведения систем организма на "сверхпредель ный" уровень функционирования при развитии любого двигательного качества;
    3. физическое затруднение спортивно-трени ровочной деятельности с целью обеспечения ее надежности;
    4. устойчивая адаптация только на субмаксимальном уровне нагрузки с периодическим стимулированием сверхмаксимальных проявлений качеств и способностей;
    5. управляемая динамика тренировочных нагрузок.

    На основе названных принципов разработа на и с успехом апробирована на разных квалифика ционных контингентах (от новичков до олимпийских чемпионов) система физической подготовки гимнастов.

    Она включает три группы воздействий специальной направленности.

    Первая группа - методы, обеспечивающие высокий уровень развития качеств. Наиболее эффективны среди них:
    • метод адекватных параметров нагрузки , предполагающий применение упражнений в соответствии со спецификой развиваемых качеств по характеру и особой для каждого качества регламентации нагрузки по соотношению временных и силовых параметров, амплитуд движений и суставных углов, а также определенной дозировке их в одномоментном действии, в неразделенных перерывами повторениях в подходе, в дискретных сериях, а также во всей тренировке;
    • метод провокационного стимулирования, заключающийся в предварительном проявлении истинного на данный момент уровня развития качества за счет вызова к действию функциональных резервов и только последующем выборе нагрузки с целью повышения уровня развития или адаптации.

    Вторая группа - методы, формирующие способности реализовать двигательный потенциал в сложных структурах деятельности и органически вплетающие ФП в процесс обучения и технического совершенствования:
    • метод упражнений в главных компонентах деятельности , включающий воздействия на рабочие группы мышц по требуемым силовым качествам и выносливости, в заданных формах, режимах, амплитудах действий с определенными условиями опоры и ориентированности в пространстве:
    • метод упражнений в решающих двигательных действиях и их типичных соединениях - вычлененных из состава изучаемого спортивного упражнения и выполняемых в модельных условиях, т.е. с облегченной координационной сложностью, но с повышенной силовой нагрузкой.

    Третья группа - методы, обеспечивающие надежность физической подготовленности к многокомпонентной спортивной деятельности:
    • метод комбинированных силовых упражнений, предполагающий сочетание в одном упражнении разнохарактерных и разноамплитудных действий;
    • метод интенсивной (ударной) нагрузки, осуществляемой в форме круговой тренировки с упражнениями, выполняемыми продолжительное время без перерыва для отдыха и направленными на совершенствование "рабочих" групп мышц гимнастов в типичных действиях;
    • метод совершенствования на фоне дозирован ного утомления, специально вызываемого круговой нагрузкой в 60-66% от максимальной непосредствен но перед работой на видах многоборья.

    В гимнастике особенностью ФП является необходимость формировать двигательный потенциал при одновременном становлении технического мастерства и, как правило, поддерживать его уровень после достижения высших результатов.

    Отмечена также индивидуальная потребность гимнастов в использовании тех или иных средств и методов. Это находит отражение в направленности и содержании, средствах и методах подготовки, величинах и динамике тренировочных нагрузок и требует индивидуального подхода и гибкого варьирова ния их в зависимости от подготовленности спортсмена и задач, решаемых в микро- и мезоциклах.

    Наконец, последнее. Подчеркивая значимость и гибкость системы ФП гимнастов и в соответствии с изложенным, отметим, что все перечисленные выше концепции, принципы и методы теперь реализуются в 12 формах занятий по ФП: утренней СФП, общей тренировочной разминке, силовой тренировочной разминке, СФП в процессе работы на видах многоборья, технико-силовой подготовке, комбинирован ных силовых упражнениях, комплексах силовых упражнений, комплексах СФП, круговой тренировке перманентного типа, круговой тренировке ударного типа, фоновой круговой тренировке и в специальном занятии по ФП.

    Таким образом, теория ФП воплощается в практических формах ее реализации.
    Категория: О спортивной гимнастике | Добавил: ArtGym4U (26.08.2011)
    Просмотров: 12051 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    » Сервисы
    Перевести эту страницу
    Translate.Ru PROMT©


    » Рекомендуем
    Спортивная гимнастика
    » Объявления
    г. Харьков
    Харьковская
    областная федерация
    спортивной гимнастики

    объявляет набор

    в секцию
    спортивной гимнастики:
    мальчики и девочки
    4-7 лет
    с 17.00 ежедневно


    Набор ведут квалифицированные тренера - мастера спорта по спортивной гимнастике и Заслуженный мастер спорта, двукратный призёр Олимпийских игр.

    Адрес гимнастического зала:
    Салтовка, метро "Студенческая" Блюхера 2-А. Харьковский Национый Педагогический Университет спорткомплекс им. Пояркова Ю.М.

    Контактные телефоны:
    0502221477 - Александр Николаевич
    0679648052 - Татьяна Фёдоровна
    » Облако тегов
    » Литература
    » Новости
  • Олег ВЕРНЯЕВ: «Категорически не хочу выступать за другие страны»
  • Геннадий Сартинский: «Если для нас создадут нужные условия, на следующей Олимпиаде будет медаль в команде»
  • В полшаге от «золота» или 4 года до реванша
  • Стелла Захарова: “Спорт у нас делается вопреки, а не благодаря государству”
  • Тренер Верняева до сих пор не может поверить в его олимпийское золото
  • Верняев - олимпийский чемпион Рио-2016!
  • Олег Верняев: "Сколько поставили - столько и заслужил"
  • Олімпіада-2016: гімнаст Верняєв завоював для України друге «срібло» (ФОТО)
  • Кубок України зі спортивної гімнастики. Жінки. 15-17 червня 2016 р., м.Київ
  • Кубок України зі спортивної гімнастики. Чоловіки. 15-17 червня 2016 р., м.Київ.
  • » Online Игры
    Flash игра «Прыжки на батуте»
    » Статьи
  • Лариса Латынина: Думать о победе запрещено!
  • Интервью с тренером по спортивной акробатике Аллой Маслинковой
  • Журнал «Гимнастика» №2, 2012 год
  • Алия МУСТАФИНА: "С ужасом думаю о том, что меня начнут узнавать в метро"
  • Журнал «Гимнастика» №1, 2012 год
  • Кому нужна олимпийская чемпионка…[Филатова (Курбатова) Мария Евгеньевна]
  • Журнал «Гимнастика» №4, 2011 год
  • Журнал «Гимнастика» №3, 2011 год
  • Журнал «Гимнастика» №2, 2011 год
  • «О спорте и тренерах» - статья Президента Гимнастического клуба «ИСТОК» г.Одессы Сергея Левченко
  • » Форум
  • все для гимнастики
  • Стихи о спортивной гимнастике
  • Как разместить видео с YouTube на сайте?
  • Олимпийские игры 2012, Лондон, 03-12.08.2012
  • О музыке
  • Спортивная гимнастика и акробатика в Одесской области
  • "Ода гимнастике"
  • Купальники для спортивной гимнастики и аэробики.
  • Соревнования в городах Украины
  • Спортивная гимнастика и акробатика в Харьковской области
  • » Фотографии
    » Видео дневник
  • Акробатическая дорожка (Чемпионат города Харькова)24.05.2014.
  • Акробатическая дорожка (Разминка Харьков)24.05.2014
  • Детский турнир по спортивной гимнастике. На "Пионер". 17 мая 2014. Запись "динамовцев" 3 спортивный разряд.
  • Показательные Днепродзержинск ( акробатическая дорожка)
  • Донецк. Турнир памяти П. Астаховой 2013 день 2
  • Соревнования на "Динамо" 20.12.13 г.
  • Турнир памяти Астаховой 2013 1 часть
  • Акробатическая дорожка ( Днепродзержинск 2013)
  • Акробатическая дорожка (Геническ )
  • Акробатическая дорожка ( чемпионат Киева)
  • Copyright ALECorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz
    Все материалы, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета.
    Все права на материалы, представленные на ресурсе, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
    Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности
    за правильность, точность, законность, достоверность материалов и за их использование!!!